Богданов И.С., главный конструктор ООО «ГЕОИЗОЛ Проект»
Компания «ГЕОИЗОЛ Проект» выполняет услуги по проектированию различных типов берегоукрепления, а также занимается вопросами реконструкции и восстановления гидротехнических сооружений, таких как набережные, причальные стенки и др. аналогичные сооружения.
В проектных решениях применяются различные новые технологии и материалы. Одна из таких технологий — геотехническая система GEOIZOL-MP (Рисунок 1), которая производится на «Пушкинском машиностроительном заводе», входящем в группу компаний «ГЕОИЗОЛ». Геотехническая система GEOIZOL-MP позволяет выполнять свайные работы различного уровня сложности, в том числе, в крайне стесненных условиях. Кроме того, многофункциональная геотехническая система GEOIZOL-MP повсеместно применяется в качестве анкерного крепления как в конструкциях существующих причальных стен с целью увеличения их несущей способности, так и для возведения новых подпорных стен и других сооружений. При необходимости строительства или реконструкции сооружений, находящихся под водой, анкерные крепления и основания подпорных стен можно выполнять с плавучих платформ.
Описанные выше решения уже применялись при строительстве гидротехнических сооружений. К примеру, систему GEOIZOL-MP используют в качестве микросвай в основании несущих конструкций, удерживающих лицевую поверхность набережных, а также в качестве анкерного крепления причальных стенок.
Данные анкеры применялись на объекте ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, пос. Понтонный, при проведении работ по техническому перевооружению производства и реконструкции судоспусковых устройств для обеспечения строительства судов длиной 100 м, спусковой массой 2700 т.
Анкерное крепление строительных конструкций с применением системы GEOIZOL-MP предполагается при реконструкции нефтяной гавани в Новороссийске (проектирование планируется начать ближайшей осенью).
Один из значимых проектов по берегоукреплению — «Строительство пляжеуgерживающих сооружений в районе пос. Отраgное — г. Светлогорск, Калининграgская область» (Рисунок 2).
Группой компаний «ГЕОИЗОЛ» выполнены работы по капитальному ремонту трех участков набережных реки Фонтанки в Санкт-Петербурге, у домов 2-6 (рисунок 3), 9-15 (рисунок 4), 53-55 (рисунок 5).
В настоящее время специалисты компании «ГЕОИЗОЛ Проект» выполняют проектные работы по объекту: «Реконструкция сооружения №17 Южной оградительной стенки ПБ Кронштадт», Санкт-Петербург.
Южная оградительная стенка Кронштадт — одно из уникальных сооружений, памятник федерального значения, одно из первых сооружений Петербурга, построенный при Петре I.
Южная оградительная стенка Кронштадт, построенная в XVIII веке, — гидротехническое сооружение, являющееся объектом культурного наследия федерального значения. Предназначена для ограждения гаваней Кронштадт от волнового воздействия (рисунок — 6).
Реконструкцию данного сооружения необходимо провести с восстановлением первоначального облика в части бетонных и гранитных поверхностей парапетных и подпорных стен. На сегодняшний день сооружение имеет значительные разрушения (рисунок 7):
- вывалы исторической кладки;
- часть элементов находится на дне Финского залива (глубина до 12 м);
- часть несущих элементов основания (рисунок 8 — ряжевая кладка) разрушена и требует замены.
В настоящее время планируется провести масштабные работы по восстановлению данных конструкций. Поскольку необходимо исключить выполнение крупногабаритных железобетонных конструкций и сохранить исторические элементы, выбираются технологии, не требующие использования громоздкой техники и оказывающие минимальное воздействие на памятник во время проведения работ.
В данном случае предполагается применение микросвай GEOIZOL-MP для устройства свайного основания, шпунтовых свай — для защиты места работ на время проведения реконструкции и восстановления, а также в качестве постоянных конструкций для защиты от размыва исторических элементов (Рисунок — 9).
Основные сложности при проведении работ:
- подъем исторических элементов гранитной облицовки со дна Финского залива– трудоемкий процесс (рисунок — 10);
- на дне залива конструкции заилены;
- риск взрыва снарядов, оставшихся на дне после Великой Отечественной Войны;
- вода низкой температуры и малой прозрачности осложняет работу водолазов;
- конструктив памятника не позволяет применить многие стандартные конструктивные решения, и часть работ проводится с воды;
- разрушенные ряжи не только не выполняют свою функцию, но и мешают погружению новых строительных конструкций (шпунт, микросваи).
Несмотря на кажущуюся простоту работ по реконструкции данного объекта, он представляет собой достаточно сложную инженерную задачу, которую не каждая организация может выполнить. Все работы необходимо согласовать с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Для этого требуется разработать отдельный проект по восстановлению данных строительных конструкций.
Список литературы:
- СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003.
- СП 287.1325800.2016 Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства;
- СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). Актуализированная редакция СНиП 2.06.04-82*;
- СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*;
- СП 22.13330.2016 Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*;
- СП 24.13330.2011 Свайные фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85;
- СП 28.13330.2017 Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85;
- СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003;
- СП 16.13330.2017 Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*;
- СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003.