Горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» – первый курорт Красной Поляны. В 70-х годах прошлого века здесь появился филиал учебно-спортивной базы для подготовки мастеров горнолыжного спорта.
Сейчас «Альпика-Сервис» входит в состав Горно-туристического центра (ГТЦ) «Газпром». Создание горнолыжного курорта мирового уровня потребовало масштабной реконструкции всей имеющейся инфраструктуры, а также выполнения комплексных мероприятий в области инженерной защиты территории для обеспечения современных требований к безопасности.
Курорт находится на северном склоне и гребневой части хребта Аибга. Нижняя станция канатной дороги, ведущей на вершину, расположена на отметке +550 м над уровнем моря, а самая высокая – станция «Приют ветров» – на +2256 м. Рельеф резко пересеченный, горный, углы уклона составляют от 5 до 75°.
Среди опасных явлений в районе строительства можно выделить оползни, обвалы, осыпи, выветривание пород, солифлюкцию, крип, подтопление, сели и снежные лавины. Сейсмичность площадки строительства – 9 баллов.
— опор подвесных канатных дорог К1 – К5;
— автодороги, расположенной в районе станции на отметке +780 м;
— зданий и сооружений шести станций канатной дороги;
— инженерных сетей, обеспечивающих работу станций;
— горнолыжных трасс.
Для обеспечения устойчивости опор канатных дорог К-1, К-2, К-3, К-4 и К-5 предусмотрено устройство нагельных полей с закреплением их грунтового основания. При этом обеспечение устойчивости одной опоры на участке К-1 проект достигается ее пересадкой на буроинъекционные микросваи.
Мероприятия по инженерной защите территории потребовались при возведении всех шести станций канатных дорог, расположенных на этом склоне, а именно:
— нижняя станция «Альпика» на отметке +550 м;
— станция на отметке +780 м;
— станция «Солнечный» на отметке +1100 м;
— станция «Юность» на отметке +1500 м;
— станция «Альпика-Сервис» на отметке +1918 м;
— станция «Приют ветров» на отметке +2256 м.
Выравнивание площадок, на которых разместились здания и сооружения станций, до планировочных отметок требовало изменения рельефа: подрезки склонов или отсыпки насыпей. Обеспечение устойчивости площадок достигалось путем сооружения ограждающих конструкций, в совокупности с комплексом мероприятий по водоотведению.
Инженерная защита автодороги в районе второй по счету станции канатной дороги включала противооползневые мероприятия, которые заключались в сооружении вдоль трассы шести подпорных стен в комбинации с нагельным креплением склонов.
Для закрепления участков склона, по которым проходят горнолыжные трассы, разработаны различные технические решения, в зависимости от геологической ситуации и планировочных решений трассы.
Кроме того, в районе станции «Юность» спроектированы мероприятия для защиты от селей. На ручьях Ржаной и Шумихинский заложены два селепропускных сооружения, а на ручье Сулимовский инженеры спроектировали каскад из селеудерживающих барьеров. Также были предусмотрены мероприятия по исключению факторов развития очагов селеобразования.
Опыт проведения Олимпиады и годы последующей эксплуатации сооружений показали эффективность принятых проектных решений.
Аналогичный комплекс работ по инженерной защите территории был выполнены для соседнего горнолыжного курорта «Лаура».
Заказчик: ООО «Газпром социнвест»
Генпроектировщик: ООО «РОСИНЖИНИРИНГ Проект»
Проектировщик: ООО «ГЕОИЗОЛ Проект»
Реализация: 2012 — 2019 гг.