«ГЕОИЗОЛ Проект» разработал мероприятия по инженерной защите от оползней и селей на участке км 10 – км 20 федеральной трассы Р-297 «Амур».
Проект капитального ремонта участка км 10 – км 20 федеральной трассы Р-297 «Амур» Чита – Хабаровск в Забайкальском крае получил положительное заключение Главгосэкспертизы России в начале марта 2021 года. Помимо обновления дорожного полотна проект предусматривает инженерную защиту территории – комплекс противооползневых и противоселевых мероприятий разработали специалисты компании «ГЕОИЗОЛ Проект».
Необходимость инженерной защиты автодороги стала очевидна после схода оползня 25 июля 2018 года на км 17 трассы «Амур». В результате продолжительных ливней образовался мощный поток, который разрушил часть склона и вынес на проезжую часть большой объем грунта, сделав движение невозможным. Из-за угрозы новых оползней федеральную трассу закрыли почти на неделю – до 3 августа – перепустив транзитный поток через город.
Проведенные позднее инженерные изыскания подтвердили риск развития склоновых процессов на этом участке, а также выявили три бассейна, где могут образовываться селевые потоки. Протяженность опасного участка, на котором могут сойти оползни и сели, составляет 360 метров.
Для защиты трассы проектировщики предусмотрели строительство гибкого селеулавливающего противооползневого барьера и укрепление оползневого склона с устройством армогрунтовой насыпи.
«Перед нами стояла нетривиальная задача – спроектировать мощное удерживающее сооружение, способное воспринять значительные нагрузки, и при этом разместить его в узкой полосе зоны отвода автодороги, – комментирует главный конструктор «ГЕОИЗОЛ Проект» Иван Богданов. – Например, для размещения дамбы (традиционного решения инженерной защиты) необходима большая площадка, что потребовало бы длительных административных процедур по отводу земельного участка. Поставленную задачу мы решили с использованием современных технологий».
Спроектированный барьер не имеет аналогов в России. Он представляет собой сетчатую конструкцию высотой 10 метров и протяженностью 360 метров. Устойчивость сооружению придают мощное бетонное основание с фундаментом из буронабивных свай диаметром 1000 мм и длиной 10 метров, а также усиление грунтовыми буроинъекционными анкерами GEOIZOL-MP длиной 19,5 метров.
Конструкция удерживает твердый сток, который может засыпать трассу. За счет проницаемости вода отжимается через барьер и по лоткам направляется в водоотводную систему дороги. Использование высокопрочной сети с демпфирующими элементами позволяет барьеру принять мощный удар, погасив энергию водно-грунтового потока, и удержать большой объем оползня.
Уникальность спроектированного барьера заключается в том, что, он способен выдержать высокую нагрузку, защищая от оползней и селей, но при этом имеет минимальные габариты, что позволило разместить его в полосе отвода автодороги.
Вторая часть проекта инженерной защиты предполагает возведение армогрунтовой ступенчатой насыпи для восстановления рельефа и исключения развития оползневых процессов на склоне, пострадавшем от ливней в 2018 году. Насыпь возводится на основании, укрепленном грунтовыми нагелями GEOIZOL-MP. В ней устраивается искусственное русло для предотвращения водной эрозии сооружения и расположенного выше естественного лога.
Опыт проектирования гибких селеудерживающих барьеров «ГЕОИЗОЛ Проект» накопил при разработке комплексной инженерной защиты олимпийских объектов в Сочи. Годы эксплуатации подтвердили эффективность технического решения. Гибкие барьеры надежно защищают территорию от разрушительных селевых потоков, при этом имеют компактные размеры и оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.