Защита от оползней.
Опоры подвесных канатных дорог К-1 – К-5.
Горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».
Красная Поляна, Сочи

Транспортная инфраструктура курорта «Альпика-Сервис» включает каскад из пяти подвесных канатных дорог К-1, К-2, К-3, К-4 и К-5, которые ведут от нижней станции «Альпика» до вершины хребта Аибга – станции «Приют ветров», расположенной на отметке +2256 м над уровнем моря.

Опоры канатной дороги К-2 зимой

Горный склон характеризуется сложными геологическими условиями, большим перепадом высот, а также высокой сейсмической активностью. Эти условия потребовали закрепления грунтового основания 34 из 56 опор канатных дорог для обеспечения их устойчивости.

В качестве типового технического решения для большинства опор было принято устройство нагельных полей, расположенных ниже по склону от фундаментов опор. Буроинъекционные грунтовые нагели выходят за поверхность скольжения склона, удерживают массив грунта и закрепляются в нижерасположенных устойчивых слоях.

Вместе с этим выполняется укрепление склонов противоэрозионным материалом и тросово-сетчатой анкерной системой, которая препятствует смещениям грунта на поверхности склона и не допускает его вывалов в межнагельном пространстве. В зонах нарушения естественного покрова земли предусмотрена укладка геокомпозита.

Нагельное крепление в комбинации с высокопрочной покровной системой у основания опоры

Трасса подвесной канатной дороги К-1 соединяет нижнюю станцию «Альпика» (+550 м) со станцией, расположенной на отметке +780 м. Она проходит над территорией санно-бобслейной трассы и пересекает Альпийское шоссе, соединяющее горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» с финишной зоной курорта «Роза Хутор».

Здесь из 11 опор требовалось закрепить две. Для устройства нагельных полей применялись буроинъекционные нагели длиной от 6 до 24 м в комбинации с троссово-сетчатой покровной системой и противоэрозионной защитой. При этом в районе опоры №3 потребовалось укрепить берега ручья Ржаной, а саму опору пересадить на буроинъекционные микросваи для увеличения ее устойчивости.

Общий вид на канатные дороги в районе станции «Юность»

Для остальных четырех канатных дорог приняты схожие решения – закрепление нагельными полями с применением буроинъекционных нагелей длиной от 9 до 24 м. Для каждой из опор выполнялись геотехнические расчеты, подтверждающие обеспечение требуемой устойчивости.

Кроме того, проект предусматривал мероприятия по водоотведению. У опор канатной дороги предусмотрены два контура поверхностного водоотведения. Верхний – в виде нагорных канав – улавливает поверхностный сток, исключая замачивание грунтов возле защитных сооружений и откосов площадок размещения опор. Нижний – выполненный в виде сборных железобетонных лотков – осуществляет водоотведение непосредственно вблизи защищаемых опор канатной дороги.

Работы выполнены в рамках комплексной инженерной защиты территории горноклиматического курорта «Альпика-Сервис».

«ГЕОИЗОЛ Проект» выполнил аналогичные работы для обеспечения устойчивости опор канатных дорог соседнего горнолыжного курорта «Лаура».

Заказчик: ООО «Газпром социнвест»
Генпроектировщик: ООО «РОСИНЖИНИРИНГ Проект»
Проектировщик: ООО «ГЕОИЗОЛ Проект»
Реализация: 2012 — 2019 гг.

 

[bvi text="Версия для слабовидящих"]