Нормативы тормозят развитие подземного пространства Петербурга

Главный инженер проекта «ГЕОИЗОЛ Проект» Олег Мигда в рамках выставки Parking Russia рассказал о проблемах подземного строительства в Санкт-Петербурге и возможностях их преодоления.

Строительство трехуровневого подземного паркинга

Инвесторы не заинтересованы строить новые и реконструировать существующие здания в силу сложившихся жестких требований к подземному строительству. Региональные правила застройки обязывают девелоперов устраивать парковочные места, а в условиях исторического центра, как правило, единственной возможностью удовлетворить это требование – возводить подземные паркинги.

Контрольные органы (КГИОП) предъявляют к строителям максимально жесткие требования по недопущению осадок окружающей исторической застройки свыше 5 мм (в соответствии с СП 22.13330-2016), при том, что региональные строительные нормы (ТСН 50-302-2004) допускают осадки до 20 мм. 

Применение более жестких требований в разы увеличивает стоимость строительства и делает проекты нерентабельными.

Работы по устройству ограждающей конструкции «стена в грунте»

Одна из сопутствующих проблем – отсутствие четкого регламента действий в случае, если в ходе строительства ненормативные осадки все же были допущены. Строители не могут оперативно выполнить компенсирующие мероприятия – необходимо дополнительно проходить экспертизу.

Возникает вопрос обоснованности столь жестких требований. В центре Санкт-Петербурга построено и реконструировано множество объектов, при работе с которыми учитывались региональные допуски. Многие проекты реализованы Группой компаний «ГЕОИЗОЛ». Годы безаварийной эксплуатации этих зданий и окружающей застройки показали эффективность принятых решений.

Представители профессионального сообщества поддержали предложения, высказанные в докладе

Известны случаи, когда на аварийных зданиях наблюдались осадки до 100-150 мм, которые не приводили к дополнительным повреждениям конструкций. Основная опасность исходит от неравномерных осадок.

На сохранность зданий влияют не только осадки (в Петербурге вертикальные перемещения свыше 5 мм могут быть вызваны сезонным изменением уровня грунтовых вод), но и непосредственно состояние конструкций.

Устроство подземной части при реконструкции исторического зданиях

В итоге мера, призванная защитить исторические здания, действует против них. Ограничения снижают инвестиционную привлекательность, что тормозит развитие исторического центра Петербурга.

Памятники, которые могли бы получить новую жизнь, остаются без девелоперов. Например, не состоялась реконструкция дома Абазы на набережной реки Фонтанки рядом с Аничковым мостом, в котором планировалось разместить отель Hilton. Проектная документация прошла экспертизу, но в связи со значительным увеличением стоимости работы так и не начались.

«Стена в грунте» рядом с историческими стенами

Вместе с этим повышаются строительные риски, в том числе с точки зрения обеспечения сохранности окружающей застройки при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Вариант выхода из сложившейся ситуации – индивидуальный подход к защите каждого объекта. Современные расчетные комплексы позволяют смоделировать реальное состояние конструкций исторического здания с его уникальными характеристиками и определить допустимый уровень осадки, который не окажет негативного влияния, а также определить необходимые компенсирующие мероприятия.

Выполнение работ «нулевого цикла» в историческом центре Санкт-Петербурга

Возможность расчетного обоснования допустимых осадок необходимо отразить в нормативных документах.

Доклад Олега Мигды встретил позитивный отклик у представителей профессионального с, присутствовавших на мероприятии. 

Приглашаем специалистов к обсуждению этого вопроса!

Международная выставка оборудования и технологий для обустройства и эксплуатации парковочного пространства Parking Russia состоялась с 16 по 18 ноября 2021 года в московском ЦВК «Экспоцентр».

 

 

[bvi text="Версия для слабовидящих"]