Противоаварийные работы. Защита от оползней и камнепадов. Трасса А-159 «Майкоп – Гузерипль», км 78. Республика Адыгея

Ликвидация ЧС на федеральной автодороге в стесненных условиях на сложном горном рельефе в границах государственного заповедника.

Общий вид на строительную площадку

Задачи:

  • выполнить противоаварийные работы в рамках ликвидации последствий ЧС на участке сошедшего оползня с устройством подпорной стены;
  • обеспечить защиту участка автодороги от камнепадов;
  • восстановить участок полотна автомобильной дороги.

Общий вид на строительную площадку

12 июня 2023 года в республике Адыгея на территории Даховского сельского поселения Майкопского района на участке км 78+800 – км 78+970 федеральной трассы А-159 «Подъезд от г. Майкоп к Кавказскому государственному биосферному заповеднику» сошел оползень, вызванный обильными осадками. В результате инцидента разрушилась низовая подпорная стена, сложенная из железобетонных блоков, проезжая часть получила серьезные деформации.

На участке был введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС) локального характера, организовано реверсивное движение легкового транспорта, ограничен проезд грузовиков. К ликвидации последствий ЧС были привлечены инженеры «ГЕОИЗОЛ Проект», в том числе специалисты обособленного подразделения Юг (г. Краснодар). Строительно-монтажные работы выполнили специалисты «УМ ГЕОИЗОЛ».

Для восстановления проезжей части в нормативных габаритах проект предусматривал устройство свайной подпорной стены общей протяженностью 100 м, состоящей из 11 секций. В качестве фундамента принято устройство 68 буронабивных свай (БНС) диаметром 820 мм с применением стальных труб диаметром 630 мм.

Границы оползневых тел на аварийном участке

Выполнение БНС производилось под защитой обсадной трубы. В лидерную скважину опускалась стальная труба, обеспечивающая функцию армирования. Труба заполнялась бетоном B25, а в затрубное пространство инъецировался цементный раствор с быстротвердеющими добавками. После первичного набора прочности бетонным раствором обсадная труба извлекалась. Устройство БНС из свай-труб позволяла сразу включить конструкцию в работу.

Использование стальных труб для армирования БНС позволяет сразу включить конструкцию в работу

Специфика объекта заключалась в значительных разрушениях проезжей части, что существенно осложняло выполнение работ. На первом этапе требовалось восстановить наиболее поврежденные участки дорожного полотна (в границах активных оползневых тел). Для этого выполнено 46 дополнительных БНС из стальных труб диаметром 530 мм в один (секции 7 и 8) и два (секции 1.2, 2 и 3) ряда.

Схема буровых работ в активной зоне оползня

В связи со стесненными условиями устройство дополнительных рядов свай выполнялось пионерным способом. Первоочередные буровые работы производились в ночное время, так как требовали полного перекрытия движения.

Между собой сваи объединялись распределительными поясами и поперечными связями. Эти мероприятия позволили создать рабочую площадку для размещения буровой установки и открыть трассу для грузового транспорта.

После завершения предварительных работ специалисты «УМ ГЕОИЗОЛ» приступили к устройству свай внешнего контура. БНС объединены ростверком, на котором выполнена монолитная уголковая железобетонная стена.

В ходе технического обследования аварийного участка дороги также были выявлены риски камнепадов. В качестве защитных мероприятий проектом предусмотрено устройство противокамнепадной завесы в виде драпировки обвальных участков высокопрочной стальной сетью 2Д-Гео и стальной «кольчужной» сетью. Тросово-сетчатые конструкции произведены нашим партнером – компанией «Геобарьер».

Комбинация «кольчужной» и высокопрочной сети 2Д-Гео

Склон разделен на три зоны: один опасный и два особо опасных участка. На опасном участке, для оптимизации затрат, выполнена драпировка только высокопрочной сетью 2Д-ГеоW56/4 ПРО. На особо опасных участках завеса выполнена в виде комбинации сети 2Д-ГеоW80/3 ПРО и стальной «кольчужной» сети 3.25.7/4.

Для оптимизации затрат, в зависимости от степени камнепадоопасности, применены разные конструктивные решения противокамнепадной драпировки

Конструкция тросово-сетчатого ограждения крепится к несущему канату, пущенному по верхнему краю полотен стальных сеток. Несущий канат закрепляется на рельефе с помощью грунтовых анкеров GEOIZOL-MP 40/16 длиной 3 м. Для упрощения производства работ анкерную группу выполнили на относительно ровной поверхности на вершине камнепадоопасного склона. Связь между канатом и анкерами обеспечена с помощью канатных оттяжек.

Несущий пояс завесы крепится на рельефе с помощью грунтовых анкеров GEOIZOL-MP

Завеса препятствует свободному падению камней и обеспечивает надежную защиту от камнепадов. При этом использование стальных сеток не только оставляет рельеф неизменным, но и позволяет сохранить деревья, растущие на склоне.

Выполнение буровых работ

 

Результат:

В короткие сроки организовано обследование аварийного участка, спроектирован комплекс мероприятий инженерной защиты и обеспечен выход подрядной организации на строительную площадку для выполнения противоаварийных работ. Путем устройства свайной подпорной стены восстановлено дорожное полотно в нормативных габаритах. Обеспечена инженерная защита участка дороги от камнепадов с помощью устройства противокамнепадной завесы. Восстановлено дорожное полотно федеральной трассы.

 

Заказчик: ФКУ Упрдор «Черноморье»
Проектировщик: ООО «ГЕОИЗОЛ Проект»
Подрядчик: ООО «УМ ГЕОИЗОЛ»
Реализация: 2023 – 2024 гг.

[bvi text="Версия для слабовидящих"]