Дороги в сложных геологических условиях

Значительное число российских автомобильных дорог располагается на территориях со сложным рельефом, где существуют риски развития опасных геологических процессов (оползни, сели, камнепады, снежные лавины). Прежде всего речь идет о горных районах.

Проектирование автодорог в таких условиях имеет свою специфику и требует применения особых принципов, методов и технологий, отличных от применяемых на объектах, расположенных в равнинной местности.

«ГЕОИЗОЛ Проект» обладает уникальным опытом проектирования инженерной защиты территории. Наработанные компетенции позволяют выбрать оптимальные технические решения в проектах автодорог, расположенных на сложном рельефе.

Специфика проектирования автодорог на сложном рельефе

Трассирование. При размещении новых дорог или изменении трассы существующих в ходе реконструкции следует обходить участки с опасными геологическими явлениями (оползни, сели, камнепады, осыпи, карсты и т.п.). Это позволит значительно снизить затраты на выполнение земляных работ (устройство выемок и насыпей) и мероприятий инженерной защиты.

Для этого целесообразно использовать возможности современных программных комплексов, которые позволяют работать с трехмерной цифровой моделью местности и элементами BIM технологий.

Инженерная защита территории. В ситуации, когда невозможно обойти опасные участки, необходимо предусматривать мероприятия инженерной защиты территории, которые оформляются в соответствующий раздел проектной документации.

Анализ опасных геологических явлений производится на этапе обработки исходных данных (инженерных изысканий). Сооружения и мероприятия инженерной защиты (усиление оползнеопасных склонов, устройство подпорных стен, размещение противоселевых, камнеулавливающих или снегоудерживающих барьеров и т.д.) учитываются на генеральном плане одновременно с трассированием автомобильной дороги.

Водоотведение. В горных условиях вода является одним из ключевых негативных факторов. Водные потоки могут деформировать элементы автодороги, вплоть до возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

При размещении объекта на сложном рельефе необходимо обеспечить устойчивую работу дренажа и организовать систему водоотведения. Причем отведение воды необходимо обеспечить не только от самого объекта, но и на прилегающей территории.

Конструкция автомобильной дороги. Отдельное внимание следует уделять подбору конструкции основания и дорожной одежды проектируемого объекта, с учетом геологических особенностей участка.

В рамках вариантного проектирования подбирается обоснованное целесообразное техническое решение. В частности, максимально возможное применение местных материалов, усиление конструкции геосинтетическими материалами и другие.

Основные этапы проектирования автомобильных дорог

Ниже описаны основные этапы подготовки и выполнения проектирования автодорог, а также приведены рекомендации по подготовке исходных материалов со стороны заказчика.

Этап 1. Определение параметров объекта в рамках предпроектной проработки

В самом начале необходимо понять, что конкретно мы проектируем, с каким объектом имеем дело и какой вид работ выполняем.

1.1 Определяем вид объекта

Необходимо различать:

  • линейные объекты (дороги общего пользования вне границ населенных пунктов, дороги населенных пунктов и т.п.);
  • площадные объекты (дороги внутри осваиваемой территории, например, в границах предприятия).

1.2 Определяем вид работ

Работы по проектированию автодорог можно разделить на следующие виды*:

  • ликвидация чрезвычайной ситуации;
  • ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • реконструкция;
  • новое строительство.

* Классификация в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, приказом Минтранса РФ №402 от 16.11.2012 г. и Постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г.

1.3 Определяем категорию автодороги

Техническая категория автодороги при новом строительстве (и реконструкции) принимается на основании прогнозируемой интенсивности движения. В остальных случаях учитываются параметры существующей дороги.

Виды дорог и применяемые нормативы для определения их категории:

  • — дороги общего пользования регионального и федерального значения (СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги»);
  • — муниципальные дороги и улицы (СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», раздел 11);
  • — внутриплощадочные дороги (СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт»);
  • — подъездные дороги к промышленным предприятиям и иным объектам (ГОСТ Р 58818-2020 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения»).

1.4 Анализируем параметры земельного участка

Заказчик должен предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок. Это позволяет проанализировать возможность размещения новой или уточнить параметры существующей дороги (устройство тротуара, элементов благоустройства, размещение сооружений).

Этап 2. Составление технического задания

После получения комплекта исходной разрешительной документации, предпроектной проработки и определения параметров объекта мы составляем техническое задание на инженерные изыскания и проектирование.

2.1 Техническое задание на инженерные изыскания

После проработки основных параметров автодороги мы определяем объёмы требуемых инженерных изысканий.

В общем случае выполняются:

  • инженерно-геодезические изыскания;
  • инженерно-геологические изыскания;
  • инженерно-геофизические изыскания;
  • инженерно-экологические изыскания;
  • инженерно-метеорологические изыскания.

В зависимости от конкретных условий (в том числе при наличии рисков развития опасных процессов) выполняются дендрологические, археологические и иные специальные виды изысканий.

Прежде всего выполняются инженерно-геодезические изыскания, по материалам которых создается цифровая модель местности. Это позволяет определить геометрические параметры дороги, в специализированном программном комплексе выполнить трассирование объекта и разместить на плане сооружения (при их наличии): водопропускные трубы, подпорные стены, противоселевые барьеры и т.д.

2.3 Техническое задание на проектные работы

Как правило, используется типовая форма задания на проектирование, утвержденная Минстроем РФ (Приказ №125/пр от 01.03.2018 г.). Может применяться и иная форма, утвержденная заказчиком.

В техническом задании особое внимание необходимо уделить технико-экономическим параметрам объекта:

  • длина трассы (км);
  • ширина земляного полотна (м);
  • число полос движения (шт.);
  • максимальный продольный уклон (‰);
  • предельные радиусы кривых в плане и профиле (м);
  • расчетная скорость (км/ч).

Остальные параметры автодороги уточняются в зависимости от особенностей объекта.

Этап 3. Разработка проектной документации (Стадия П)

После получения результатов инженерных изысканий начинается разработка проектной и сметной документации.

В ходе проектирования автодорог особое внимание уделяется получению согласований в государственных органах, например, при необходимости получения соответствующих технических условий.

Разработанная проектная документация направляется в экспертизу (государственную или коммерческую) для проверки технических решений и достоверности сметной стоимости.

Этап 4. Разработка рабочей документации (Стадия Р)

На основании проектной документации создается рабочая документация, в которой детализируются и уточняются проектные решения. На основании рабочей документации выполняются строительно-монтажные работы.

Этап 5. Авторский надзор за строительством

Для обеспечения высокого качества выполнения работ в части соблюдения требований проектной (и рабочей) документации на этапе строительства может осуществляться авторский надзор (СП 246.1325800.2016).

«ГЕОИЗОЛ Проект» готов выполнить как полный цикл проектирования, так и отдельные этапы: инженерные изыскания, разработка проектной документации (стадия П), разработка рабочей документации (стадия Р), авторский надзор. Также мы корректируем ранее разработанные проекты.

 

 Версия для слабовидящих