Защита от камнепадов. Железнодорожный подход к порту «Лавна». Мурманская область

Устройство противокамнепадной завесы (драпировки) на крутом скальном откосе реализовано в кратчайшие сроки.

Общий вид реализованного объекта

Задачи:

Кольчужная сеть, приготовленная к монтажу

Новый морской порт «Лавна» в Мурманской области имеет стратегическое значение для развития экономики России. Реализация этого масштабного проекта, включая строительство железнодорожного подхода, происходила с соблюдением жестких сроков. Чтобы ускорить прохождение через сопку Дозорная на берегу реку Тулома строители заложили крутые откосы выемки. После проведения буровзрывных работ в горном массиве образовалось множество трещин, возникли риски камнепадов.

Карта

Процесс монтажа противокамнепадной завесы

Специалисты «ГЕОИЗОЛ Проект» предложили покрыть опасный склон противокамнепадной завесой. Такое решение инженерной защиты гарантировало безопасное движение поездов и являлось наиболее эффективным с точки зрения скорости и стоимости исполнения.

Суть принятого метода защиты от камнепадов состоит в драпировке опасного участка сплошными стальными сетками, которые препятствуют отскоку и свободному падению обломков горной породы. Прижатые между склоном и сеткой камни не способны накопить значительную энергию и медленно спускаясь по поверхности аккумулируются у подножия скалы.

Общий вид реализованного объекта

Проект реализован в рекордные десять месяцев. В мае 2023 года инженеры «ГЕОИЗОЛ Проект» совершили визуальный осмотр склона. Летом было выполнено геоморфологическое обследование с определением геометрии, масс и интенсивности падения камней. На основании этих данных и предоставленного заказчиком лазерного сканирования склона всего за полтора месяца разработан проект завесы. В сентябре начались поставки материалов и мобилизация техники, а уже в феврале 2024 года специалисты «УМ ГЕОИЗОЛ» завершили строительно-монтажные работы.

Монтаж высокопрочной сети 2Д-Гео

Максимальная высота откоса превышает 100 метров, а общая площадь закрепления – более 30 000 кв. метров, что делает объект одним из крупнейших в России.

Принятый вариант конструкции завесы обусловлен значительной высотой скалы, а также рисками срыва каменных блоков диаметром более двух метров.

В качестве драпировки применена комбинация из двух сетей: 2Д-Гео препятствует высыпанию щебеночного материала, а мощная кольчужная сеть предназначена для удержания крупных камней.

Выполненный первый слой противокамнепадной драпировки

Крепление завесы реализовано через верхний несущий горизонтальный канат, который через специальные оттяжки соединен с грунтовыми анкерами GEOIZOL-MP. Бурение производилось в сложнейших скальных грунтах. Дополнительное крепление при помощи вертикальных канатов по бокам завесы предусмотрено для исключения вывала каменного материала. У подножья склона, по низу сетчатой завесы, проложен натяжной канат, который удерживает каменный материал, предотвращая его попадание на полотно железной дороги.

Крепление оттяжек к несущему горизонтальному канату

Принятая конструкция завесы позволила выполнить работы без предварительной очистки уступов откоса от скопившегося на них осыпного материала, что существенно ускорило производство работ.

Условия площадки не позволяли применить тяжелую механизацию и монтаж сеток пришлось выполнять практически вручную с применением альпинистского оборудования. Осложняли процесс погодные условия полярной ночи: низкие температуры (до -26 градусов), высокая влажность от реки и сильные ветры на открытом склоне.

 

Заказчик: АО «Ямалтрансстрой»
Проектировщик: ООО «ГЕОИЗОЛ Проект»
Подрядчик: ООО «УМ ГЕОИЗОЛ»
Реализация: 2023 – 2024 гг.

 

 

[bvi text="Версия для слабовидящих"]