Противоаварийные работы. Защита от оползней. Трасса А-147 «Джубга – Сочи», км 126. Краснодарский край

Ликвидацию аварийной ситуации требовалось выполнить в кратчайшие сроки.

Берегозащитная подпорная стена в основании склона

Задачи:

  • — выполнить противоаварийные работы на участке сошедшего оползня;
  • — выявить все опасные факторы на обследуемом участке;
  • — обеспечить защиту от возможных повторных опасных явлений;
  • — восстановить поврежденный участок автомобильной дороги и аварийное водопропускное сооружение.

Деформированный склон после схода оползня

В начале 2022 года на участке км 125+750 – км 126+000 федеральной автодороги А-147 «Джубга – Сочи» (старое направление) в районе поселка Зубова Щель Лазаревского района Сочи (Краснодарский край) сошел оползень шириной 50-60 м. В результате деформации высокого склона берега реки Чемитоквадже было повреждено дорожное полотно. Движение на аварийном участке было остановлено.

 

 

После обращения заказчика (ФКУ Упрдор «Черноморье»), «ГЕОИЗОЛ Проект» в кратчайшие сроки обеспечил обследование аварийного участка и приступил к предпроектным работам.

В результате рекогносцировочной оценки ситуации на местности выяснилось, что основной причиной активизации оползневых явлений стало переувлажнение грунтового массива (в результате обильных осадков), а также размыв рекой основания высокого склона крутизной до 50 градусов.

 

В ходе обследования был выявлен еще один оползнеопасный участок в месте расположения поврежденного водопропускного сооружения. В результате износа произошла его протечка и вода, попадающая в грунт, начала разрушать полотно дороги.

Схема размещения защитных сооружений. Разрез

 

На аварийном участке предусмотрен комплекс мероприятий инженерной защиты от оползней. Для исключения размыва основания низового склона была спроектирована берегозащитная свайная подпорная стена. Сооружение состоит из 81 буронабивной сваи с армированием в виде металлических труб диаметром 630 мм.

Со стороны реки вдоль выполненных свай предусмотрена забирочная стена – защитная облицовочная железобетонная панель. С обратной стороны удерживающего сооружения выполнена отсыпка дренирующими материалами для повышения основания склона и обеспечения водоотведения.

 

В верхней части склона, для восстановления полотна автодороги в требуемых габаритах, предусмотрено устройство низовой уголковой подпорной стены на свайном основании. Такое решение позволило избежать большого объема земляных работ, относительно быстро восстановить дорожное полотно и увеличить радиус поворота.

 

Для обеспечения устойчивости склона выполнено нагельное крепление с применением грунтовых нагелей GEOIZOL-MP 40/16 длиной 6 м. Вскрытые участки грунта защищены от эрозии комбинацией геосинтетических матов, высокопрочной стальной сети 2-D Geo и гидропосева многолетних трав.

 

Для инженерной защиты соседнего участка дороги, где существовали риски развития оползневых процессов, было принято решение восстановить отметки полотна автодороги путем устройства подпорной стены. Проект также включал замену поврежденного водопропускного сооружения и выполнение в его створе быстротока для исключения воздействия водных потоков на основание дороги и возводимого удерживающего сооружения.

Подпорная стена принята в виде железобетонной плиты на основании из буроинъекционных свай GEOIZOL-MP с дополнительным обеспечением устойчивости грунтовыми анкерами.

 

Результат

В короткие сроки организовано обследование аварийного участка, спроектирован комплекс мероприятий инженерной защиты и обеспечен выход подрядной организации на строительную площадку для выполнения противоаварийных работ. Обеспечена устойчивость поврежденного оползнеопасного склона с устройством двух подпорных стен, нагельного крепления и противоэрозионной защиты. На потенциально неустойчивом участке ликвидирована оползневая опасность путем восстановления водоотводной системы и устройства подпорной стены.

Заказчик: ФКУ Упрдор «Черноморье»

Проектировщик: ООО «ГЕОИЗОЛ Проект»

Подрядчик: ООО «УМ ГЕОИЗОЛ»

Реализация: 2022 – 2023 гг.

 Версия для слабовидящих