Главный конструктор «ГЕОИЗОЛ Проект» Павел Александров рассказал о современных методах устройства фундаментов и усиления оснований конусов мостовых сооружений.
С докладом на эту тему он выступил на двух мероприятиях. 14 сентября 2023 года на конференции «Ремонт и содержание мостов, набережных, берегоукрепительные работы». Организатор мероприятия выступил интернет-журнал о цементе «РУЦЕМ.РУ». А 19 сентября – на форуме «МИР МОСТОВ 2023», организованном Институтом развития внешнеэкономических связей «ИРВЕН».
«ГЕОИЗОЛ Проект» специализируется на геотехническом проектировании и готов предложить мостостроителям решение специфических вопросов в этой области.
Можно выделить следующие предпосылки для повышения устойчивости конусов мостов и устройству специфических фундаментов.
Существующие сооружения:
- — приведение к современным нормативам по запасу устойчивости;
- — деформации береговой линии (с последующим негативным влиянием на устои и конусы сооружения).
Новое строительство:
- — стесненные условия строительства;
- — неблагоприятные геологические условия в районе строительства;
- — необходимость возведения высокой насыпи в условиях недостаточной несущей способности грунтов.
Большие возможности для мостовиков открывает использование многофункциональной геотехнической системы (МГТС) GEOIZOL-MP, которая применяется в качестве грунтовых нагелей, грунтовых анкеров и буроинъекционных микросвай. Одна из особенностей технологии – возможность применения малогабаритной техники.
При необходимости обеспечения устойчивости откосов насыпей или выемок на подходах к мостам применяется нагельное крепление. Принцип действия основывается на армировании грунтового массива нагелями GEOIZOL-MP, что увеличивает расчетную поверхность скольжения и повышает устойчивость откоса (склона).
Более «тяжелое» решение – анкерное крепление с прижимными плитами. Решение является компактным аналогом пригрузочной бермы. В основании откоса раскладываются железобетонные плиты, через которые устраиваются грунтовые анкеры. В результате натяжения плит на анкеры создается дополнительное давление (пригруз) на грунт и увеличиваются удерживающие силы для закрепления грунтового массива.
Такое решение, например, использовано для размещения конуса насыпи моста в границах отвода на одном крупном южном объекте.
Анкерное крепление с прижимными плитами также предусмотрено в проекте противоаварийных работ для увеличения коэффициента устойчивости конуса насыпи железнодорожного моста, расположенного на линии «Обская – Бованенково» (Ямало-Ненецкий автономный округ), где изменение водного режима реки вызвало растепление вечномерзлых грунтов, что привело к деформациям береговых опор.
Грунтовые анкеры GEOIZOL-MP широко применяются для дополнительного обеспечения устойчивости ограждающих конструкций и удерживающих сооружений: шпунтовых ограждений котлованов и различного вида подпорных стен.
Отдельно стоит отметить возможности устройства свайных фундаментов с применением МГТС GEOIZOL-MP при строительстве мостов в стесненных условиях.
Решение с устройством куста из буроинъекционных свай реализовано при строительстве путепровода над железной дорогой в створе Пискаревского проспекта (Санкт-Петербург). Опора №12 расположена между действующими железнодорожными путями, что делало невозможным выполнение основания из буронабивных свай без остановки движения. Выполнение фундамента из буроинъекционных свай GEOIZOL-MP позволило выполнить работы в «окна» с сохранением движения поездов.
Аналогичный свайные фундаменты реализованы при строительстве надземного пешеходного перехода на пересечении проспекта Славы с улицей Будапештская (Санкт-Петербург), где было затруднено применение тяжелой техники.
При строительстве подходов к мостам в условиях слабых и специфических грунтов применима технология «щебеночных свай», которая позволяет значительно повысить характеристики основания.
Такое решение применено при строительстве подходов к крупному мостовому переходу на полуострове Тамань. Устройство «щебеночных свай» увеличило прочностные и деформационные характеристики обводненных грунтов в условиях сейсмической активности и обеспечило надежность и устойчивость участка перехода мост-берег.
«Щебеночные сваи» применили при строительстве двух путепроводов на пересечении Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) со второстепенными дорогами. Усиление основания позволило уйти от устройства свайных фундаментов и сохранить стандартное решение по устройству устоев путепроводов, реализованное на других участках ЦКАД.
Минимизировать объем мероприятий по усилению грунтов основания при строительстве подходов к мостам позволяет другое решение – устройство легкой насыпи. Основной объем такой конструкции состоит из блоков вспененного полистирола, удельный вес которого в 30-50 раз меньше по сравнению с песком, за счет чего уменьшается вертикальная нагрузка от собственного веса насыпи на основание.
«ГЕОИЗОЛ Проект» поможет мостостроителям решить самые сложные и специфические задачи в области мостостроения.