Решения для мостовиков

Главный конструктор «ГЕОИЗОЛ Проект» Павел Александров рассказал о современных методах устройства фундаментов и усиления оснований конусов мостовых сооружений.

С докладом на эту тему он выступил на двух мероприятиях. 14 сентября 2023 года на конференции «Ремонт и содержание мостов, набережных, берегоукрепительные работы». Организатор мероприятия выступил интернет-журнал о цементе «РУЦЕМ.РУ». А 19 сентября – на форуме «МИР МОСТОВ 2023», организованном Институтом развития внешнеэкономических связей «ИРВЕН».

Доклад главного конструктора «ГЕОИЗОЛ Проект» Павла Александрова

«ГЕОИЗОЛ Проект» специализируется на геотехническом проектировании и готов предложить мостостроителям решение специфических вопросов в этой области.

Можно выделить следующие предпосылки для повышения устойчивости конусов мостов и устройству специфических фундаментов.

Существующие сооружения:

  • — приведение к современным нормативам по запасу устойчивости;
  •  — деформации береговой линии (с последующим негативным влиянием на устои и конусы сооружения).

Новое строительство:

  • — стесненные условия строительства;
  • — неблагоприятные геологические условия в районе строительства;
  • — необходимость возведения высокой насыпи в условиях недостаточной несущей способности грунтов.

«ГЕОИЗОЛ Проект» решает специфические геотехнические задачи

Большие возможности для мостовиков открывает использование многофункциональной геотехнической системы (МГТС) GEOIZOL-MP, которая применяется в качестве грунтовых нагелей, грунтовых анкеров и буроинъекционных микросвай. Одна из особенностей технологии – возможность применения малогабаритной техники.

При необходимости обеспечения устойчивости откосов насыпей или выемок на подходах к мостам применяется нагельное крепление. Принцип действия основывается на армировании грунтового массива нагелями GEOIZOL-MP, что увеличивает расчетную поверхность скольжения и повышает устойчивость откоса (склона).

Принципиальная схема нагельного крепления

Более «тяжелое» решение – анкерное крепление с прижимными плитами. Решение является компактным аналогом пригрузочной бермы. В основании откоса раскладываются железобетонные плиты, через которые устраиваются грунтовые анкеры. В результате натяжения плит на анкеры создается дополнительное давление (пригруз) на грунт и увеличиваются удерживающие силы для закрепления грунтового массива.

Такое решение, например, использовано для размещения конуса насыпи моста в границах отвода на одном крупном южном объекте.

Конус моста усиленный анкерным креплением с прижимными плитами

Анкерное крепление с прижимными плитами также предусмотрено в проекте противоаварийных работ для увеличения коэффициента устойчивости конуса насыпи железнодорожного моста, расположенного на линии «Обская – Бованенково» (Ямало-Ненецкий автономный округ), где изменение водного режима реки вызвало растепление вечномерзлых грунтов, что привело к деформациям береговых опор.

Схема противоаварийных мероприятий на железнодорожном переходе

Грунтовые анкеры GEOIZOL-MP широко применяются для дополнительного обеспечения устойчивости ограждающих конструкций и удерживающих сооружений: шпунтовых ограждений котлованов и различного вида подпорных стен.

Отдельно стоит отметить возможности устройства свайных фундаментов с применением МГТС GEOIZOL-MP при строительстве мостов в стесненных условиях.

Решение с устройством куста из буроинъекционных свай реализовано при строительстве путепровода над железной дорогой в створе Пискаревского проспекта (Санкт-Петербург). Опора №12 расположена между действующими железнодорожными путями, что делало невозможным выполнение основания из буронабивных свай без остановки движения. Выполнение фундамента из буроинъекционных свай GEOIZOL-MP позволило выполнить работы в «окна» с сохранением движения поездов.

Устройство куста буроинъекционных свай вместо свай большого диаметра (БНС) в стесненных условиях строительства

Аналогичный свайные фундаменты реализованы при строительстве надземного пешеходного перехода на пересечении проспекта Славы с улицей Будапештская (Санкт-Петербург), где было затруднено применение тяжелой техники.

При строительстве подходов к мостам в условиях слабых и специфических грунтов применима технология «щебеночных свай», которая позволяет значительно повысить характеристики основания.

Такое решение применено при строительстве подходов к крупному мостовому переходу на полуострове Тамань. Устройство «щебеночных свай» увеличило прочностные и деформационные характеристики обводненных грунтов в условиях сейсмической активности и обеспечило надежность и устойчивость участка перехода мост-берег.

«Щебеночные сваи» применили при строительстве двух путепроводов на пересечении Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) со второстепенными дорогами. Усиление основания позволило уйти от устройства свайных фундаментов и сохранить стандартное решение по устройству устоев путепроводов, реализованное на других участках ЦКАД.

Усиление грунтов основания «щебеночными сваями» позволило сохранить стандартное решение по устройству устоев при строительстве двух путепроводов на ЦКАД

Минимизировать объем мероприятий по усилению грунтов основания при строительстве подходов к мостам позволяет другое решение – устройство легкой насыпи. Основной объем такой конструкции состоит из блоков вспененного полистирола, удельный вес которого в 30-50 раз меньше по сравнению с песком, за счет чего уменьшается вертикальная нагрузка от собственного веса насыпи на основание.

Устройство легкой насыпи на подходе к путепроводу

«ГЕОИЗОЛ Проект» поможет мостостроителям решить самые сложные и специфические задачи в области мостостроения.

[bvi text="Версия для слабовидящих"]