Ремонт подпорных стен. Подъездная дорога. Лыжно-биатлонный комплекс «Лаура». Красная поляна, Сочи

Основная часть проекта комплексной инженерной защиты подъездной дороги к ЛБК «Лаура» подразумевала повышение жесткости аварийных удерживающих сооружений.

Общий вид подъездной автодороги к ЛБК «Лаура»

Задача:

Устройство грунтовых анкеров через тело подпорной стены

Комплекс удерживающих сооружений был построен в рамках подготовки к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи. 96 подпорных стен были предназначены для прокладки серпантина автомобильной дороги к возводимому лыжно-биатлонному комплексу (ЛБК) «Лаура».

 

Организация, разработавшая проект подпорных стен, допустила ряд ошибок, которые вскрылись уже на этапе строительно-монтажных работ. В их числе недостаточное армирование буронабивных свай (вместо аварийных свай в ходе строительства выполнены новые). Исходный проект не учитывал значительные изменения гидрогеологической обстановки, которые вызвало сооружение столь масштабного каскада подпорных стен. Свою роль сыграло нарушение герметичности водоотводной системы, которое спровоцировало замачивание массива грунта и как следствие изменение его свойств.

Деформации аварийной подпорной стены

Часть проблем удалось решить на этапе строительства: подрядная организация заменила аварийные сваи, выполнила дополнительные анкеры и усиливающие конструкции. Однако спустя почти 10 лет эксплуатации потребовались новые мероприятия.

Дополнительные изыскания были выполнены в 2019 году. Тогда выяснилось, что 24 удерживающих сооружения находятся в ограниченно работоспособном (аварийном) состоянии: отмечен физический износ отдельных частей конструкций, включая дренажи и металлические обвязочные балки.

Специалисты «ГЕОИЗОЛ Проект» спроектировали комплекс мероприятий для повышения устойчивости аварийных стен. Часть конструкций было достаточной усилить дополнительными рядами грунтовых анкеров GOIZOL-MP.

Устройство грунтовых анкеров GEOIZOL-MP для усиления подпорной стены

При необходимости более серьезных мероприятий параллельно аварийным конструкциям выполнялись дублирующие свайные подпорные стены. Для верховых стен (расположены выше дороги) выполнялся ряд буронабивных свай. По объединяющему их ростверку возводилась монолитная прижимная стена, усиленная контрфорсами, с последующим креплением дополнительными грунтовыми анкерами.

Усилить низовые стены, удерживающие насыпь дороги, с лицевой стороны не представлялось возможным из-за крутизны склона. Буронабивные сваи дублирующей конструкции были выполнены с тыльной стороны (с полотна автодороги). После их устройства и объединения ростверком частично разрабатывался грунт. Из получившейся траншеи новую свайную подпорную стену закрепляли грунтовыми анкерами. Одновременно с этим новая и существующая подпорные стены через специальные распределяющие устройства объединялись анкерными тягами.

Сложность реализации проекта заключалась в стесненных условиях строительства. При выполнении работ требовалось сохранить проезд по узкой горной дороге.

Также в ходе изысканий было выявлено 14 оползнеопасных участков. Для их закрепления спроектировано нагельное крепление. На склонах выполнены мероприятия по дренированию с устройством каптажных камер.

Кроме того, проектом был предусмотрен ремонт элементов системы водоотведения.

Устройство буронабивных свай для дублирующей подпорной стены (низовой)

В результате сведения лесного массива при строительстве каскада подпорных стен в районе размещения серпантина дороги происходило накопление снега, таким образом возникли риски схода осовов (снежных лавин осового типа).

На лавиноопасных участках трассы (практически на всем ее протяжении) были установлены гибкие снегоудерживающие барьеры. Зимой они удерживают массивы снега в статичном состоянии, предотвращая его сползании, а летом защищают проезжающие автомобили от падающих камней.

Проект предусматривал установку еще одного гибкого барьера – в русле безымянного ручья, для защиты от селей. Возникновение селевой опасности также стало следствием изменения гидрогеологических условий после прокладки дороги и строительства самого курорта «Лаура».

Монтаж снегоудерживающих барьеров

Результат

Инженеры «ГЕОИЗОЛ Проекта» спроектировали комплекс мероприятий, обеспечивающих инженерную защиту подъездной автодороги к ЛБК «Лаура», включая ремонт аварийных подпорных стен и ликвидацию опасных природных процессов, выявленных в ходе эксплуатации объекта.

 

Примененные технические решения:

Заказчик: АО «Росинжиниринг»

Проектировщик: ООО «ГЕОИЗОЛ Проект»

Реализация: 2021 – 2022 гг.

[bvi text="Версия для слабовидящих"]