Наиболее ценной частью морского курортного города является его береговая линия. Для развития рекреационного потенциала Светлогорска было принято решение увеличить протяженность благоустроенной линии побережья Балтийского моря. В мае 2019 года новый променад длиной 1240 метров, продолживший старый от солнечных часов до Балтийской улицы, открылся для пешеходов.
В задачи компании «ГЕОИЗОЛ Проект» входила корректировка ранее разработанного проекта. Изменения коснулись, прежде всего, конструктивных решений – для повышения устойчивости сооружения.
Архитектурную концепцию определило само расположение променада – плавные изгибы динамично разработанного лицевого фасада имитируют морские волны. На всем своем протяжении он меняет свою структуру – сплошные монолитные стены чередуются поверхностью, сформированной отдельными сборными железобетонными элементами. Дополнительная облицовка деревянными фасадными элементами диаметром 300 мм предусмотрена на следующем этапе проекта, после намыва пляжа.
В конструктивном отношении променад представляет собой набережную в виде свайной эстакады, под которой расположена конструкция волногасящей камеры. На променаде размещены пешеходная зона, велодорожка и выделенная полоса для проезда спецтранспорта.
В соответствии с архитектурным решением променад разделен на 5 вариантов расчетных схем по типам фасадных элементов. Специфика архитектуры – сложное пространственное положение вертикальных элементов, расположенных ниже плиты эстакады – затрудняла производство работ. В частности, это касалось бетонирования монолитных стен, криволинейных в плане, имеющих наклон в разных плоскостях. Каждый элемент сборных фасадов устанавливался под индивидуальным углом, с соблюдением равномерного шага для воплощения плавной линии поверхности сооружения, задуманной архитектором.
Для устройства основания приняты забивные сваи сечением 35х35 см длиной от 8 до 11 метров. Плиты перекрытия эстакады – балочные, опирающиеся на колонны, которые, являются и основными несущими конструкциями, а на некоторых участках элементами фасада.
Конструкция променада спроектирована с учетом давления грунта с тыльной стороны сооружения, что позволяет выполнять строительство новых объектов между набережной и склоном.
Волногасящая камера воспринимает волновую нагрузку, снижает скорость и размывающий эффект откатывающихся потоков воды. Конструктивное решение променада позволяет эксплуатировать сооружение без дополнительных защитных мероприятий – намыв пляжа предусмотрен следующим этапом реализации проекта.
Конструкция волногасителя представляет собой монолитную железобетонную плиту ступенчатого типа, выполненную по откосу насыпи, расположенную между двумя рядами стального шпунта. Первый ряд – со стороны моря – предотвращает размыв грунта под нижним ростверком. Шпунт в тыльной части променада на участке сопряжения с насыпью необходим для обеспечения грунтонепроницаемости сооружения.
Колонны, балки и перекрытия жестко соединены между собой и образуют единую пространственную конструкцию. Сопряжение ступенчатой плиты волногасителя с ростверками и плитой перекрытия выполнено шарнирным, с применением эластичных прокладок, для исключения передачи на конструкцию значительных усилий, возникающих при штормовых воздействиях.
Выполнение работ осложнялось неблагоприятными природно-климатическими условиями в районе строительства. Побережье Балтийского моря характеризуется рядом процессов, негативно влияющих на берег. Среди них волновое воздействие (давление в точке максимального удара волны 67,93 кПа), ветровые нагрузки (вероятность штормов, в том числе экстремальных, с порывами до 20-30 м/с), сейсмичность района работ до 6 баллов. Кроме того, существовали риски развития склоновых процессов высокого откоса берега.
Для исключения водного воздействия и уменьшения влияния нагонных явлений проект производства работ предусматривал устройство временного шпунтового ограждения, которое устраивалось с опережением относительно остальных работ. Но даже это решение полностью не ограничивало поступление воды на территорию строительной площадки, что также осложняло работы.
Наиболее серьезным ограничивающим фактором для строителей были осенние и зимние шторма. В непогоду было невозможно использовать технику, прежде всего – подъемные краны, и выполнять строительно-монтажные работы.
Дополнительная защита от волнового воздействия – отсыпка дамбы – потребовалась при устройстве технологической дороги, ведущей к строительной площадке.
Высокий монолитный парапет променада предусмотрен исходя из максимальной высоты волн. Для исключения попадания воды из волногасящей камеры на пешеходную часть эстакады в плите перекрытия выполнены полупроницаемые дренажные трубы системы водоотведения.
Чтобы морская стихия не портила внешний облик сооружения, для придания эстетического вида и прочностных характеристик фасада лицевые поверхности были дополнительно обработаны так называемой «гидрошубой» – специальным составом на основе цемента.
Первый этап строительства променада успешно реализован. Правильность принятых технических решений доказала природа – за три года эксплуатации суровые зимние шторма не нанесли урон несущим конструкциям сооружения. Другие этапы реализации проекта включают выполнение нагельного крепления высокого берегового склона, а также устройство лиственничных бун с последующим намывом пляжа перед сооружением.
Компания «ГЕОИЗОЛ Проект»
Александров П.А., главный конструктор